TAJIKISTAN - A COUNTRY FOR TRAVEL!

ТАДЖИКИСТАН - СТРАНА ТУРИЗМА!


  Ганч (алебастр) относится к тем декоративным материалам, которые в течение тысячелетий применялись в художественном убранстве интерьера и экстерьера жилых домов, дворцовых и омнументальных построек в Термезе, Афрасиабе, Варахше свидетельствует о совершенстве владения техникой обработки ганча местными художниками. Ганч позволял мастерам создавать плоскостные и рельефные рисунки. Археологические материалы Варахши (Бухара) дают представление о рельефных изображениях деревьев, животных, людей. Фрагменты алебастрового декора со стен залов и айванов сохранили орнамент и изобразительные мотивы. Пышные растительные мотивы собраны как бы в букет двойными параллельными порезками, характерными для искусства резьбы по ганчу и дереву 10-12 вв.

  Большого мастерства достигли резчики по ганчу и в скульптуре. Изображение людей и животных исполнялось с реалистической точностью. Искусно вырезались головы коней, кабанов, баранов, джейранов и др. По сохранившимся фрагментам резных стен можно судить о цельности и содержательности сюжетных картин. Характерной чертой алебастрового убранства древнего городища Варахша является цельность и эскизность резьбы, отсутствие детальной разработки. Резная поверхность служила фоном для всей композиции, углубления иногда раскрашивались. В искусстве резьбы особенно известны в 10 в. Самаркандские и Бухарские декораторы. В гражданской архитектуре полукруглые ниши заполняются симметричным декоративным растительным орнаментом. Великолепными мастерами алебастрового декора были и резчики Хульбука. Фрагменты резного алебастрового штука их работы воспроизводят зверей, птиц, рыб, виноградные лозы, трехлепестковые цветы, звезды, круги, ромбы, треугольники, спиралевидные завитки, а также арабскую надпись. Высокого совершенства резьба по ганчу достигает в эпоху правления Тимура и Тимуридов. Опытные мастера выписывались из Бухары, Самарканда и др. городов Средней Азии и Азербайджана. Самаркандские резчики по камню, ганчу и дереву, художники – орнаменталисты, обладая знаниями в области геометрии, физики, химии, создавали замечательные произведения искусства, воспетые поэтами Востока.

  Искусство резьбы по ганчу, как и остальные виды декоративно-прикладного искусства, заметно затухает в 18 в. И вновь возрождается только к концу 19 в. В крупных городах начинается интенсивное строительство жилых домов, квартальных и центральных мечетей, в декоре стен которых значительная роль отводится орнаментальному резному ганчу. В гражданской архитектуре плоскость стены расчленялась на ряд токчабанди (стрельчатые нишеобразные углубления), предназначенных для посуды, кувшинов, шкатулок, книг, сундуков и постельных принадлежностей.

  В современной архитектуре Таджикистана резной ганч применяется главным образом в декоре интерьера и экстерьера культурно-просветительных и общественных построек: Театр оперы и балета им. С. Айни; “Дом правительства”; библиотека им. Фирдоуси; чайханы Рохат и Саодат; (в Душанбе); дворец культуры им. Урунходжаева в Ходжентском районе; музей в Пенджикенте и другие.

 

© mirzo1989

Конструктор сайтов - uCoz